понедельник, 7 ноября 2022 г.

"Учим детей правильно употреблять предлоги в речи"


                    


                     
                            Уважаемые родители!

Проблема развития речи дошкольников в последнее время обострилась в большей степени. Связано это с тем, что многие родители недостаточно уделяют внимания в общении с ребёнком. Дети большую часть времени предоставлены сами себе, играя за компьютером или с другими игрушками. Речь ребенка развивается через подражание взрослым, которое должно осуществляться в совместных играх и деятельности.                      

      Важно уделять внимание словесным играм с детьми дома, на даче или в дороге:

- «Назови ласково»,

- «Один много»,

-  «Назови одним словом»,

- «Назови детёныша животного»  и др.    

Основная цель словесных игр— развивать речевую активность ребёнка, умение соотносить действие со словом,  добиваться понимания значения слов, правильного их произношения, правильного согласования слов в предложении.

Одним из показателей грамотной речи ребёнка является умение правильно использовать предлоги.

В норме к четырем годам ребенок научается правильно употреблять простые предлоги:  в, на, под, около, за, перед, между. Многие дети затрудняются в точном употреблении пространственных предлогов и часто их путают (например, говорят «на столе»  вместо «в столе» или просто говорят «тута», «вот» и молча показывают пальцем, не зная как правильно сказать).                                          

Прежде всего, важно помочь ребёнку усвоить смысловое значение каждого предлога (так называемого «маленького слова»), так как только при этом условии он сможет правильно употребить их в своей речи.

Надо постепенно объяснять ребёнку, что обозначают маленькие слова:

НА – это значит на поверхности чего-то (на корзине)

В – это означает внутри чего-то (в корзине)

ПОД – внизу под чем-то (под корзиной)

НАД – вверху над чем-то, как бы в воздухе (над корзиной)

ОКОЛО – рядом с чем-то (с корзиной)

ЗА – как бы спрятано позади чего-то (за корзиной)

ПЕРЕД – впереди чего-то (перед корзиной)

Значение каждого предлога объясняется отдельно, причём объяснение обязательно сопровождается наглядным и неоднократным показом на конкретных предметах. Например, объяснив ребёнку значение предлога НА, взрослый говорит: «Вот смотри, я кладу книгу НА стол, а теперь кладу её НА шкаф (совершает соответствующие действия). То же самое проделывается и с другими предлогами. При объяснении значений предлогов можно использовать схемы.

После объяснения ребёнку имеющихся в схеме условных обозначений её можно использовать в упражнениях. Взрослый показывает ребёнку картинку и называет, что на ней изображено, а ребёнок должен показать ту схему, которая соответствует значению употреблённого взрослым предлога. При этом ребёнок видит, что расположение кружочка по отношению к квадрату полностью соответствует расположению реальных предметов.

Чтобы выяснить, как ребёнок усвоил значения предлогов, ему предлагается молча выполнить поручения: положить книгу на стол, в тумбочку, в шкаф, на подоконник, в стол и т. д. Безошибочное выполнение этих поручений будет говорить о том, что ребёнок усвоил значения предлогов. Только после этого можно переходить к упражнениям в правильном употреблении предлогов самим ребёнком.

Научить ребенка правильно употреблять эти предлоги просто, если использовать речевые игры с детьми.

Одна из любимых игр - прятки.

Взрослый спрашивает: «Где лежит книга? » (месторасположение предмета должно меняться).\

Ребёнок отвечает: «Книга лежит на столе, в шкафу, на тумбочке и т. д. » Примерно также отрабатываются и остальные предлоги. Обязательно надо обращать внимание на различие окончаний существительных, употребленных с одним и тем же предлогом (на столе, но на полу).

Как усложнение можно взять два предмета (например, карандаш и книгу) и по-разному располагать их в пространстве по отношению друг к другу. Карандаш кладут то на книгу, то под книгу, то в книгу, то перед книгой и т. п. Ребёнок каждый раз должен говорить, где находится карандаш, употребляя при этом нужный предлог.

Для лучшего усвоения значений предлогов очень полезны такие упражнения в последовательном употреблении предлогов с противоположным значением.

- Карандаш кладут на коробку – карандаш берут с коробки.

- Карандаш кладут в коробку – карандаш берут из коробки.

- Карандаш кладут за коробку – карандаш берут из-за коробки.

- Карандаш кладут под коробку – карандаш берут из-под коробки

1. Игра «Сделай, не ошибись» (закрепление употребления предлогов). Взрослый предлагает ребёнку выполнить задание и ответить на вопросы. Используются предлоги, обозначающие пространственные отношения (выше, ниже, слева, справа, между, перед, сзади и др.)

• Поставь книгу на полку. Куда поставил книгу? Где она стоит?

• Положи мяч справа от куклы. Куда ты положил мяч? Где он лежит?

• Поставь пирамидку между куклой и мячом. Куда ты поставил пирамидку? Где стоит пирамидка?

• Посади мишку за куклой. Куда ты посадил мишку? Где он сидит?

• Положи яблоко перед куклой. Куда ты положил яблоко? Где оно лежит? 

3. Игра «Скажи  наоборот» (закрепление дифференциации предлогов, обозначающих направление движения: В – ИЗ, НА – С, К – ОТ) .

Взрослый называет предложение и предлагает ребёнку сказать наоборот.

• Мальчик положил мяч в коробку. – Мальчик достал мяч из коробки.

• Девочка налила воду в кувшин. - …

• Мама положила яблоки на стол. -.

• Ваня поставил лампу на тумбочку. - …

• Машина подъехала к магазину. - …

4. Игра «Исправь ошибки Незнайки»  (закрепление употребления предлогов ПО, ЧЕРЕЗ) . Взрослый говорит ребёнку, что Незнайка всё перепутал и ему надо помочь. Послушай предложения Незнайки и исправь ошибки:

• Я перепрыгнул по лужу. - Я перепрыгнул через лужу.

• Машина едет через дороге. - Машина едет по дороге.

• Кот перепрыгнул по кресло. - Кот перепрыгнул через кресло.

• Дети перепрыгнули по ручей. - Дети перепрыгнули через ручей

5. Игра  «Что изменилось? (предлоги в, на, под, около)

Поставьте пять игрушек на стол. Например, мишку посадите на игрушечную машину, зайку - в кабину машины, куклу и лису - около машины, лягушку - под машину.

Предложите ребенку  запомнить, кто где находится.  Затем попросите малыша отвернуться и закрыть глаза (можно завязать повязку на глаза). Поменяйте две игрушки местами. Развяжите глаза и предложите малышу догадаться, что изменилось. «Мишка сидел на машине, а теперь сидит под машиной». А лягушка сидела под машиной, а теперь запрыгнула на машину». Похвалите ребенка: «Как ты быстро догадался! Ну раз догадался - теперь твоя очередь мне загадку загадывать.

Теперь уже Вы закрываете глаза, ребенок меняет игрушки местами. А Вы отгадываете, что изменилось.

         Для овладения всем многообразием окончаний имен существительных, употребляемых с различными предлогами, необходимо достаточное количество упражнений. Поэтому при каждом удобном случае ребёнку  задавайте вопросы и просите ответить полным предложением:

- «Где лежит мяч?  Где кукла? » и др.

- «С чем можно пить чай? (с печеньем, с конфетой, с вареньем и т.д.,

- С чем можно сделать бутерброд? » (с маслом, с сыром, с колбасой и т. д.),

- Из чего делают игрушки? (из ваты, из дерева, из пластмассы, из металла и т. д.)

6. Игра  «Что где находится»  (по сюжетной картинке)

Желаю Вам успехов в обучении детей правильному употреблению предлогов!