понедельник, 26 октября 2020 г.

***

Организация игровой деятельности в ДОУ

… “Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра зажигающая огонёк пытливости и любознательности.”

В. А. Сухомлинский

 Игра — вид непродуктивной деятельности, мотив которой зак­лючается не в ее результатах, а в самом процессе; она не связана с тяжелым физическим трудом и доставля­ет удовольствие играющим... Имеет важное значение в воспитании, обучении, развитии детей как средство психологической подготовки к будущим жизненным си­туациям.

Этап дошкольного детства играет значительную роль в проявлении творческих возможностей ребенка, пробуждении самостоятельности, становлении и развитии личности человека в целом. Решающим условием формирования индивидуальности ребёнка становится вхождение его в особое измерение детской деятельности. Ведущей моделью поведения и освоения мира для детей, безусловно, является игра. Во время игры малыш знакомится и общается с другими детьми, учится дружить и выстраивать отношения, подражает взрослым, осваивает неизвестное, познаёт, что такое хорошо и что такое плохо. Ниже разберём, какие условия предписывает ФГОС ДО при формировании игровой деятельности дошкольников.

ФГОС ДО обозначены основные составляющие организации игры. Это совокупность:

  • условий организации;
  • условий мотивации ребят;
  • условий реализации, в том числе и учёт времени для осуществления замысла игры.

Рассмотрим каждый из компонентов отдельно.

Условия организации игры

1.     Добровольное участие ребят в игре. Педагог не навязывает, а вовлекает в игру, подбирая подходящие по теме и виду игры приёмы.

2.     Чёткое понимание сути и правил игры, роли каждого участника.

3.     Игра должна иметь смысл, способствовать обогащению социального опыта малышей. Игровая активность подразумевает решение большого спектра задач, поэтому, к примеру, в старшей группе на прогулке ребята не могут драться вениками — это бессмысленно. А вот прямое назначение этого атрибута трудовой деятельности: уборка участков территории по командам на приз «Наша чистюля» — реализует целый набор образовательных задач.

4.     Достаточно оснащённая предметно-развивающая среда. В игровой зоне должны быть разнообразные игрушки, которые помогут малышам осуществить игровой замысел. 

 Условия мотивации детей

1.     Не навязывать малышу своё видение пути решения игровой задачи.

2.     Хвалить малышей за участие в игре.

3.     Начиная со средней группы, все изменения правил по ходу игры согласовывать с детьми хотя бы на уровне согласия или несогласия сделать дополнительное задание или проработать тот или иной поворот сюжета. Это условие касается в основном игр подвижного характера и театрализованных забав.

Условия реализации игры

1.     Творческий подход педагога. Взрослый должен обязательно прорабатывать материал исходя из запросов малышей.

2.     Выбор игры должен оправдать цель и задачи конкретного отрезка образовательного процесса.

3.     Ориентация на индивидуальные особенности детей.

4.     Учёт хронометража игры. Несоблюдение этого условия часто подводит молодых педагогов, не умеющих ещё правильно распределять время между этапами игровой деятельности. Важно выделить время на объяснение игры, не скомкать сам процесс и обязательно подвести итоги. Опытные воспитатели рекомендуют закладывать на каждую игру +1,5 минуты.

Современная игровая деятельность для дошкольников по ФГОС

 В свете современных требований выделяются два возможных  пути организации игры в детском саду. Первый путь заключается в традиционном для отечественной педагогики, воздействии взрослого на содержание сюжетной игры ребенка. В соответствии со вторым путем -  игра рассматривается как  деятельность, в которой ребенок имеет возможность реализовать свой творческий потенциал, то есть не только воспроизводить и повторять, созданное другими, но и сам выступать в роли творца.

В пункте 2.7 Стандарта дошкольного образования игра определяется как инструмент для организации деятельности ребёнка, его многогранного развития в социально-коммуникативной, речевой, познавательной, художественно-эстетической и физической образовательных областях. ФГОС ДО указывает на конкретные особенности игрового процесса дошкольника в зависимости от возрастной категории:

·        младенческий этап (два месяца - один год) - предметная игра, знакомство с предметным миром, приобретение элементарных навыков манипуляции с предметами, близкий эмоциональный контакт с родными;

·        раннее детство (один-три года) - игра с комбинированными и динамическими игрушками, общение и игры с другими детьми под наблюдение взрослых;

·        дошкольный период (три - восемь лет) - более сложный сюжетно-ролевой формат игровой активности, коммуникативная игра с соблюдением определённых правил.

 Пункт 4.6 ФГОС ДО оговаривает важность развития игровой деятельности в становлении социально-нормативных основ поведения ребёнка, а также в повышении эффективности образовательного процесса:

·                   Пробуждение интереса - процесс обучения в игровой форме развлекает, доставляет удовольствие и радость, нейтрализует стрессовое напряжение, превращает познание окружающего мира и освоение новых практических навыков в увлекательное путешествие.

·                   Самопознание и самореализация - малыш познаёт свой внутренний мир, учится проявлять инициативность, высказывать своё мнение в общении, опираться на самостоятельность в конструировании, делать осознанный выбор рода занятий и партнёров по игре;

·                   Формирование культуры сотрудничества - совместная игра помогает развить психологические навыки солидарности, обучает коллективной деятельности, умению слышать не только самого себя, но и партнёров по игре, является прекрасным практическим тренингом по искусству разрешения конфликтов и умению находить компромисс, воспитывает уважение к другим людям, формирует чувство справедливости и собственного достоинства;

·                   Социализация - ребёнок учится различать реальную действительность и условную («понарошку»), развивает волевые качества самодисциплины и понимает необходимость следовать нормам и правилам;

·                   Развитие коммуникативных навыков - малыш осваивает такой инструмент, как речь для решения проблемы взаимопонимания и передачи информации.

·                   Игровая терапия - помогает в преодолении трудностей, возникших в какой-либо сфере деятельности ребёнка.

Классификация детских игр
     Детские игры представлены в широком многообразии. Они различаются по своему сюжету, характеру, способу организации, возрастной специфики развития детей. Единой классификации детских игр не существует, поскольку достаточно сложно определить исходную базу для их подразделения многие игры можно отнести к различным категориям, поскольку они выполняют широкий перечень функций.

Изучив материал по данной теме, в просторах интернета чаще всего встречается 3 классификации детских игр.

1.     Классификация детских игр по П. Ф. Лесгафту

Все детские игры П.Ф. Лесгафт разделил на две большие группы:

    Игры по правилам – сюда относятся подвижные игры, организованные на базе предписанных норм, которым необходимо следовать в процессе выполнения игровых действий.

    Имитационные игры – включают игры подражательного характера. Классификация игр по С. Л. Новоселовой

Все детские игры Новоселова предлагает разделить на три больших класса:

Инициативные игры детей – игры, которые создаются детьми самостоятельно.

Инициативные игры взрослых – игры, которые создаются по желанию и необходимости взрослыми.

Традиционные народные игры – игры, основывающиеся на исторических традициях, обычаях и этносе народа.

3. Современная классификация детских игр

На современном этапе общественного развития игры подразделяются на две большие группы:

Игры по правилам – игры, которые разработаны последователями народной и научной педагогики, ориентированные на решение определенного круга воспитательных задач. Содержание и правила таких игр фиксированы. Такие игры могут быть дидактическими и подвижными.

Творческие игры – они могут быть режиссерского, сюжетно-ролевого, театрализованного и конструкторского характера.

·        Игры с правилами

Ø Дидактические

ü Настольно-печатные

ü Словесные

ü Игры с предметами

Ø Подвижные

ü По степени подвижности (малой, средней, большой подвижности)

ü По преобладающим движениям

ü По предметам

·        Творческие игры

Ø Сюжетно – ролевые

ü Игры с бытовыми сюжетами;

ü Игры на производственные и общественные темы;

ü Игры на героико-патриотические темы;

ü Игры на темы литературных произведений, кино-, теле- и радиопередач.

В структуре ролевой игры выделяют компоненты:

v роли, которые исполняют дети в процессе игры;

v игровые действия, с помощью которых дети реализуют роли;

v игровое использование предметов (реальные заменяются игровыми).

Ø Строительно – конструктивные разновидность творческих игр, в которых дети самостоятельно воспроизводят окружающую действительность с помощью различных материалов.

Ø Театрализованные

ü Игры – ряжения  (для малышей)

ü Игры – драматизации (пальчиковый театр; театр бибабо; кукольный театр; игра-драматизация с шапочками на голове; импровизация)

ü Режиссерские игры с использованием различных видов театра.

 

Для того чтобы игра действительно увлекла детей, лично затронула каждого из них, педагогу надо стать ее непосредственным участником. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми, педагог вовлекает детей в совместную деятельность, делает ее важной и значимой для них, становится в игре центром притяжения, что особенно важно на первых этапах знакомства с новой игрой.