Артикуляционная гимнастика дома
К органам артикуляционного аппарата относятся мышцы глотки, язык, мягкое и твердое небо, губы и щеки, нижняя челюсть, а также зубы. Заниматься с ребенком могут родители в домашних условиях.
Важно! Родители должны четко понимать, что артикуляционная гимнастика только подготовит речевой аппарат малыша к правильному произношению.
Каким детям нужна артикуляционная гимнастика?
Первая категория — малыши с правильным, но вялым, невнятным произношением. Таким будет полезна тренировка для более четкой постановки звуков.
Вторая категория — это ребята, которые не точно, не достаточно четко выговаривают звуки, путают их.
Третья категория — дети со сложными речевыми дефектами, которым показаны регулярные занятия с логопедом и остеопатом. В этом случае только домашние занятия не помогут.
Также родителям можно заниматься с 2-3-летними детками для профилактики речевых нарушений в будущем.
Преимущества выполнения артикуляционной гимнастики (АГ) для ребенка:
Гимнастика для артикуляционных органов имеет много преимуществ только при правильном подходе.
- Улучшение кровоснабжения и иннервации в артикуляционных органах;
- Улучшение подвижности и свобода произвольных движений;
- Укрепление системы мышц языка, губ и щек;
- Уменьшение напряженности (спастичности) артикуляционных органов;
- Подготовка ребенка и постепенное обучение его правильному, нормальному произношению всех звуков;
- Устранение внутренних зажимов и раскрепощение (можно использовать как разминку перед выступлением).
16 методических рекомендаций по проведению гимнастики у детей
- Ежедневно рекомендуется выделять не менее 3-5 минут на упражнения.
- Для хорошего эффекта важны именно ежедневные занятия без пропусков. В тяжелых случаях назначают АГ 2-3 раза в день.
- Правильно подобранное время — уже половина успеха. Не стоит упражняться перед сном или сразу после пробуждения.
- Выполнять эти упражнения желательно стоя или сидя перед зеркалом, обязательно ровно держать спину, соблюдая правильную осанку на время выполнения.
- Первые упражнения необходимо делать медленно, не торопясь, размеренно. А по мере овладения ими темп можно немного увеличить. Главное, чтобы темп был не сумбурным, а упражнения выполнялись качественно и до конца.
- Каждое из упражнений выполняется 10-20 раз по рекомендации врача.
- АГ иногда можно выполнять под счет, под музыку или с хлопками в ладоши. Для этого есть учебные методички, книги со стихами, считалками.
- Перед занятиями лучше объяснять малышу, что это игра языком, а не специальные упражнения и уж тем более не лечение.
- Не удивляться, не сердится, когда какие-то вещи у ребенка не получаются с первого, со второго раза и даже с третьего раза. Ругать его при этом категорически нельзя.
- При малейших продвижениях и правильных движениях — хвалить. Говорить, что ребенок все делает правильно.
- Если даже с третьего раза не получается выполнить какое-либо движение — можно помочь малышу шпателем, ручкой чайной ложки или просто своим чистым пальцем.
- Чтобы помочь маленькому пациенту найти правильное положение языка, например, нужно облизать верхнюю губу, попробуйте смазать ее вареньем или шоколадом. Старайтесь подходить к занятиям творчески.
- Правильный подход к артикуляционной гимнастике — игровой и эмоциональный. Можно подключать игрушки, сказочных героев и художественную речь (стихи, считалки).
- Важно учитывать тип восприятия у ребенка. Если ему важен зрительный контакт — лучше сесть друг напротив друга, показывая все на личном примере или сначала показывать картинки с правильным выполнением. Если ребенок ориентирован на восприятие на слух — можно дать прослушать стихотворное описание или подробно объяснить, как правильно.
- За один подход не стоит предлагать более пяти упражнений. При этом новым может быть только одно-два. Остальные даются для усвоения и закрепления пройденного.
- Выполнять занятия рекомендуется в хорошо проветренном помещении, где ребенок чувствует себя уютно и не отвлекается на посторонние предметы и звуки.
Полная поэтапная организация артикуляционной гимнастики детям
Начать нужно с подготовки помещения: проветрить, убрать все лишнее, выключить телевизор, радио. Желательно быть наедине с ребенком. Ничто не должно отвлекать. Далее — рассказать ребенку о предстоящих упражнениях с помощью игровых приемов. В этом могут помочь различные пособия и книги с картинками. При необходимости (а чаще всего это необходимо) — показать, как правильно выполнять движения на личном примере.
Теперь осталось проследить насколько правильно это делает ребенок. Взрослый, который проводит АГ, ответственен за контроль и правильность движений. Следить придется за точностью, плавностью, темпом и переходами от одного к другому. Обращать внимание нужно и на симметричность артикуляции. Например, чтобы язык двигался симметрично как в правую, так и в левую стороны. В противном случае, артикуляционная гимнастика может не дать ожидаемого эффекта. По окончанию нужно похвалить ребенка, сказать, что он хорошо со всем справился.