"Речевая готовность будущего первоклассника"
«Речь – это орудие, с помощью
которого человек мыслит и выражает свои мысли.»
С.Л. Рубинштейн
Сегодня мы поговорим о речевой готовности детей, поступающих в первый класс. Каждый из вас хочет, чтобы его ребёнок вырос успешным, стал блестящим хирургом или дальновидным политиком, чтобы вызывал гордость и уважение людей. Но что надо сделать, чтобы достичь такого успеха, знают не все родители. Уже с раннего детства необходимо заниматься с ребёнком. Поскольку дошкольное детство – ответственный период детского развития, когда закладывается фундамент для успешного обучения в школе. Особое внимание следует уделить речевому развитию. Становление и совершенствование речи ребёнка – это не только восприятие и понимание словесной информации, выражение своих мыслей, чувств, но и полноценное психическое развитие, т. е. формирование памяти, внимания, логического мышления. Иными словами, уча ребёнка говорить, вы учите его думать.
Развитие речи как средства общения протекает при контакте с взрослыми или сверстниками. У дошкольника возникает желание поделиться своими впечатлениями, договориться о чем-либо, попросить что-то, обсудить и т.д. Поэтому будьте терпеливы со своим ребёнком, обязательно вступайте с ним в диалог. Родители должны не только читать сказки ребёнку, но также вместе наблюдать за явлениями природы, рассуждать на разные темы, учить сравнивать и делать выводы.
Уважаемые родители, как вы считаете, какими речевыми навыками и умениями должен владеть ребенок при поступлении в первый класс?
Давайте с вами более подробно остановимся на этом вопросе и разберем его.
Речевые навыки и умения, которыми должен владеть ребёнок, поступающий в первый класс.
ü Звуковая сторона речи. Ребёнок должен чётко и внятно произносить все звуки речи, слоги, а также слова и предложения со сложной звуковой и слоговой наполняемостью. Дефектное произношение отразится на письме. Ребёнок будет писать, как говорит.
ü Фонематические процессы. Ребёнок должен уметь слышать, различать и дифференцировать звуки русского языка. Нарушение этого навыка проявляется в заменах букв на письме.
ü Языковой анализ и синтез. В основе его лежит умение ребёнка делить предложения на слова, слова на слоги, проводить фонематический анализ и синтез. Ребёнок должен уметь выделять звуки из слов, определять место звука в слове, последовательность звуков, называть мягкие и твёрдые согласные звуки. Недоразвитие этого навыка проявляется на письме в искажениях структуры слова и предложения, наиболее распространённое искажение звуко-буквенной структуры слова.
ü Грамматический строй речи. Ребёнок должен уметь изменять слова и образовывать новые.
Словоизменение: изменять существительные по падежам и числам; употреблять различные предлоги, согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже; согласовывать существительные с числительными; правильно употреблять глаголы.
Словообразование: образовывать уменьшительно-ласкательную форму слов; глаголы с помощью приставки; название детёнышей; сложные слова; притяжательные и относительные прилагательные от существительных. Недоразвитие этого навыка проявляется в трудностях конструирования сложных предложений, пропуска членов предложения, нарушении последовательности слов в предложении.
ü Словарь.Ребёнок должен называть части целого, владеть обобщающими понятиями, называть действия, подбирать определения к слову, подбирать антонимы, синонимы, родственные слова. Недоразвитие этого навыка сказывается на понимании ребёнком прочитанного
ü Связная речь.Этот компонент речи западает у большинства детей, даже если у ребенка нет нарушений звукопроизношения. Ребенок 6- 7 лет должен уметь отвечать на вопросы полным ответом, пересказывать. Составлять рассказ по картине, по серии сюжетных картин, с опорой на жизненный опыт (прогулка в лес, поездка на море, экскурсия в музей). Хочется так же сказать,что для детей очень трудно составлять рассказы по серии сюжетных картин, они не могут установить причинно-следственные связи.
Недоразвитие связной речи приведёт к проблеме в усвоении гуманитарных предметов и в написании изложений и сочинений.
Так же хочется отметить, что важную роль в школе играет письмо. Письмо – это сложный навык, который требует выполнения тонких, графических движений. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, зрительной сосредоточенности.
Ученые отмечают, что неподготовленность к письму, неразвитость двигательных координаций, зрительного восприятия, слабость волевых устремлений приводят к развитию тревожного, негативного состояния ребенка в школе. Ребенку трудно писать под диктовку, списывать на время, потому что у него скорость письма очень низкая, так как плохо развит навык письма.
Чтобы избежать этого, необходимо развивать мелкую моторику пальцев рук, ручную умелость. Увеличить подвижность пальчиков, развивать их силу и гибкость в этом помогут различные пальчиковые игры. Сейчас существует огромное количество различных пособий, как в магазинах, так и в просторах интернета. Развивая мелкую моторику пальцев рук, мы развиваем речь.
Уважаемые родители, как считаете, к чему может привести недоразвитие этих навыков и умений?
Факторы риска неуспеваемости в школе:
Ø неспособность понять инструкцию;
Ø не умение организовать свою работу;
Ø низкий уровень развития памяти;
Ø неумение грамотно строить предложение;
Ø низкий уровень координации движений пальцев;
Речь играет огромную роль в психологическом развитии. Плохая, невнятная речь делает ребёнка замкнутым, застенчивым, молчаливым. Он пассивен на уроках и в общественной жизни школы, и класса.
Как вы думаете, что можете сделать вы, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе?
Ø создать в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития детей;
Ø проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому развитию детей и необходимую коррекцию недостатков в развитии речи;
Ø не ругать ребенка за неправильную речь;
Ø ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
Ø не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;
Ø осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.
Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, вам необходимо как можно активнее способствовать накоплению словарного запаса детей.Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем шире его возможности, тем полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми.
Устранив все недочеты в дошкольном возрасте, в школе ждет вас успех!
Однако часто родители не уделяют должного внимания борьбе с тем или иным речевым нарушением. Исходя из личного опыта общения с родителями детей с нарушениями речи, хочу выделить 3 категории родителей:
1категория. Нам не нужен логопед. Я сама буду учить ребёнка говорить. К счастью таких родителей не много, но они все таки есть. Это неверная позиция. Необходимо показать ребёнка специалисту, он обследует его, разработает план по коррекции речи. Уважаемые родители, если вас направили на прием к неврологу, или ЛОРу (проверить слух), пожалуйста,примите это к сведению и запишитесь на прием к специалисту, не игнорируйте просьбу! А самое главное не бойтесь! Поверьте это в ваших интересах. Только общими усилиями вы подготовите ребёнка к школе. Помните: Легче ребёнка научить, чем переучить.
2 категория. У меня нет времени, учите сами. К сожалению, таких родителей становится все больше и больше, в силу их занятости. Это также неверная позиция. Никакая самая тщательная работа логопеда не исключает необходимости участия родителей в развитии речи ребёнка. Причём, как правило, для своего ребёнка можно найти время для общения. Необязательно учить ребёнка говорить сидя за столом. Это можно делать во время прогулки, похода в магазин, во время уборки квартиры, на кухне. В рекомендациях приведены примеры «Игр на кухне».
3 категория. Активное сотрудничество родителей и логопеда. Это самый верный способ подготовки ребёнка к школе. Во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка, а во-вторых, у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе повседневного непосредственного общения. И вообще я считаю, что родители являются главными воспитателями дошкольника.Я думаю, вы со мной согласитесь. Сотрудничая с логопедом, и остальными специалистами ДОУ вы из пассивных зрителей превращаетесь в активных участников воспитания. А последовательность и регулярность занятий обязательно принесут плоды. Но увы, таких родителей единицы.
Но если все же, вы хотите, чтобы ваш ребенок добился в жизни успеха, состоялся как личность и чувствовал себя свободно всегда и во всем – тогда учите его говорить. А взрослым следует не критиковать несовершенную речь, а умело и вовремя помочь ребенку. Ведь чистое произношение, лексическое богатство, грамматически правильная и логически связная речь – заслуга, прежде всего семейного воспитания.
Хочется сделать небольшой вывод: благодаря совместной работе учителя-логопеда, педагога- психолога, воспитателя и родителей удастся своевременно и качественно помочь ребенку преодолеть речевые нарушения, более успешно овладеть программным материалом по русскому языку и чтению, сформировать положительную мотивацию к учебной деятельности, сформировать у учащихся с речевой патологией уверенность в своих возможностях.
А сейчас мне хотелось бы прочитать следующие размышления:
Ни одна формула не в состоянии измерить жизнь человека, тем более жизнь ребенка. Поэтому нет, и не может быть универсальных советов, как правильно подготовить ребенка к школе и в дальнейшем помочь первокласснику влиться в школьную жизнь.
Каждый родитель переживает за будущее своего ребенка, часто задавая себе вопрос о том, что из его чада вырастет. «Будущее в настоящем» — вот то утверждение, которое всем взрослым стоит взять в качестве негласного правила. Пока ребенок растет, его дальнейшая судьба находится в руках родителей, воспитателей детского сада, а затем и педагогов в школе: именно от них зависят перспективы развития маленького человечка.
Для того, чтобы развитие, как умственное, так и физическое, было успешным, необходимо заниматься с ребенком задолго до того момента, как он впервые в жизни сядет за школьную парту. Но,при подготовки ребенка к школе, важно помнить, что мы во многом определяем его судьбу, его последующее развитие. И если ребенок и все окружающие его взрослые – родители, воспитатели, учителя – живут в полном взаимном понимании, согласии и доверии, то ребенок не потеряется в новом и неведомом еще для него школьном мире. Ведь безусловное принятие и любовь - вот тот «багаж», который должен иметь любой ребенок за плечами, переступая школьный порог. И в завершении я прочту стихотворение, в котором отразились все надежды взрослых:
Дети – это счастье, дети – это радость,
Дети – это в жизни свежий ветерок.
Их не заработать, это не награда,
Их по благодати взрослым дарит Бог.
Дети, как ни странно, также испытание.
Дети, как деревья, сами не растут.
Им нужна забота, ласка, понимание.
Дети – это время, дети – это труд!