Развитие речи дошкольников посредствам нейроигр.
«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки,
а умелые руки снова способствуют развитию мозга»
Речь, являясь высшей психической функцией, инструментом мышления и основным средством общения, она тесно связана с другими психическими функциями. От сформированности речевых функций дошкольника зависит его готовность и последующая успешность обучения в школе.
Часто у детей с
речевыми нарушениями наблюдаются нестабильное психоэмоциональное состояние,
пониженная работоспособность и быстрая утомляемость. Логопедические занятия для
таких дошколят — это тяжелый труд. Использование в логопедической практике инновационных технологий служит
эффективным дополнением к общепринятым наиболее популярным классическим
технологиям и методикам.
В своей работе мы используем нейропсихологические упражнения (нейроигры) − это эффективнейшая методика, позволяющая без использования
медикаментов, помочь детям при нескольких видах нарушений.
Межполушарное взаимодействие возможно
развивать при помощи комплекса специальных кинезиологических упражнений. Для
мозга ребенка любое движение отзывается образованием каскада нейронных связей
между полушариями, отделами мозга. Повышается стрессоустойчивость, улучшается
мыслительная деятельность, улучшается память, внимание, речь. Облегчается
процесс обучения чтению и
письму. По последним данным неврологов для успешного обучения важно не лечение,
а именно обучение (вижу, слышу, чувствую).
Преимущества
использования нейроигр:
Ø игровая форма обучения;
Ø эмоциональная привлекательность;
Ø многофункциональность;
Ø автоматизация звуков в сочетании с двигательной активностью, а не
статичное выполнение заданий только за столом;
Ø формирование стойкой мотивации и произвольных познавательных
интересов; формирование партнерского взаимодействия между ребенком и педагогом;
активизация работы с родителями, повышение компетентности родителей в
коррекционно-развивающем процессе.
Хотелось бы поделиться некоторыми нейропсихологическими играми и
приёмами, которые можно использовать на индивидуальных и подгрупповых занятиях
с детьми.
Такие
упражнения полезны и детям и взрослым.
«Нейротаблицы
на внимание»
В данных
играх необходимо одновременно двумя руками находить одинаковые объекты слева и
справа. Объекты могут быть абсолютно разные: дикие и домашние животные, цифры,
числа, русский и английский алфавит и т. д. Можно полностью изменить
изображения по Вашим педагогическим потребностям. Можно играть всей группой на
скорость. Можно делиться на команды или научить детей играть вдвоем. Также в
эту игру можно играть одному.
Игра «Соедини точки», цель которой соединить верхние и нижние точки по пунктирным
линиям от края к середине или наоборот, и усложненный вариант (без них, затем
нужно называть получившиеся сочетание с автоматизируемым звуком. Например: У
Савы кактус, а у Алисы сумка.
Для
развития межполушарных связей полезно играть со специальными тренажерами (межполушарными досками). Это приспособление сделано из дерева и выглядит как два
зеркально отраженных лабиринта. Ребенку нужно передвигать два бегунка
одновременно. Эта игра стимулирует работу обоих полушарий головного мозга,
влияет на синхронизацию работы глаз и рук, а также развивает концентрацию,
усидчивость, внимательность и мелкую моторику.
Похожая
игра «Умные
дорожки», где нужно
также провести одновременно пальцами обеих рук по дорожке.
«Веселые
пальчики». Здесь
ребенок называет картинку и поднимает пальчик с нужным цветом. Сначала играем с
одной картинкой на две руки, а затем на каждую руку используем разные картинки.
«Найди такую
же цифру».
Перед
ребенком выкладываются цифры, вырезанные из разных материалов: дерева, ткани и
других. Ему нужно найти одинаковые цифры, например, все 3.
«Узнай
цифру на ощупь».
В мешочек
складываются вырезанные цифры, ребенок в него запускает руку и ищет
предложенную цифру.
«Составь
фигуру».
Ребенку
предлагают из нескольких частей сложить геометрическую фигуру: квадрат, круг,
прямоугольник.
«Большие,
маленькие, средние».
Перед
ребенком раскладываются предметы разного размера, и предлагают ему на три кучки
разложить их по размеру.
Зеркальное
рисование.
Ребёнку даётся рисунок в перевёрнутом виде. Рисунок может быть
любой, разного уровня сложности, в зависимости от возраста ребёнка. Желательно,
чтобы присутствовало много мелких деталей. Ребёнку нужно внимательно посмотреть
на рисунок и нарисовать такой же, но не перевёрнутый.
Таким образом,
использование нейроигр и приемов способствует преодолению и коррекции имеющихся
у детей нарушений. Также способствует созданию базы для успешного преодоления
психоречевых нарушений, дает возможность более качественно и интересно
проводить занятия.