«Проводим лето с пользой»
Заботливых родителей беспокоит вопрос: «Что же делать летом, когда на время отпуска прекращаются занятия с логопедом?» А перед логопедом стоит вопрос :
«Какое же доступное, понятное задание дать на лето родителям?» Я хочу предложить ряд несложных и занимательных упражнений,
которые помогут закрепить навыки, полученные на логопедических занятиях.
Напоминаю, что наиболее благоприятное время для работы — утром после завтрака
или во второй половине дня после сна. Речь взрослого должна быть четкой,
ребенку нужно видеть движения губ говорящего.
Используйте отдых на море с пользой.
Во время поездки можно поговорить о
транспорте, кто на нем работает.
Самолет, машина, поезд, яхта.
Рассмотрите части самолета, сосчитайте вагоны поезда, обратите внимание на
нумерацию вагонов. На яхте ребенок познакомится с новыми словами. Помогайте ему
их проговаривать.
Все дети обожают плескаться в воде.
Подберите прилагательные к слову «вода» (какая) теплая, ласковая, холодная, прозрачная, мутная
и т. д; «море» (какое) синее,
теплое, красивое; «камешки» (какие) мелкие,
крупные, мокрые; «песок» (какой) сухой,
влажный, желтый.
Камешки на пляже различайте по
форме. Считайте их и решайте простые арифметические примеры. Пишите их на
песке.
Ваш ребенок недостаточно хорошо
запомнил буквы - также пишите их на песке пальцем или палочкой. Если он
складывает слова - пишите слова. Перед этим определите первый и последний звук
в слове. Назовите звуки по порядку.
Камешками обозначьте гласные.
Спросите - какой гласный слышится
сильнее (ударение). Палочками разделите слово на слоги. Придумайте
с этим словом предложение. Обратите внимание на предлоги, если таковые
встретились.
Трудные и незнакомые слова
проговаривайте с ребенком по слогам, отхлопывая в ладоши. Сначала одновременно
(сопряженно, потом ребенок пробует повторить самостоятельно, после вас (отраженно).
Берег моря благотворно влияет на
творческую активность ребенка.
Все дети, сидя на берегу, что-то
строят из песка. Дайте ребенку выразить свои творческие настроения. Но не
забывайте про связную речь. Пусть он проговаривает свои действия. Спросите: «Что ты построил?», «Там кто-нибудь живет?», «Как его зовут?» (с
именем можно пофантазировать, «Что он там делает?». По
ходу сами придумывайте вопросы. Напоминайте, чтобы ребенок отвечал полными
предложениями. Через некоторое время, в спокойной обстановке, вспомните его
творение. Помогите составить историю, рассказ или сказку. Придумайте вместе
названия и выберите лучшее. Если реб нок захочет – можно эту историю закончить
художественным оформлением. Как и чем выбирайте сами по обстоятельствам. Ведь
дети обожают рисовать, лепить, конструировать.
Вы повезли
отдыхать ребенка в деревню?
Можно вспомнить все, о чем он узнал
в детском саду. Лучшее усвоение – через личный опыт. А уж там его можно набраться
сполна.
В огороде - что только не растет.
Покажите, как растут овощи. Как их сеют, сажают, ухаживают. Как растение цветет
и дает плоды. Какие они по цвету, форме, на вкус. Что можно из него
приготовить. Имея эти знания составьте с ребенком описательный рассказ.
В саду фрукты. Расскажите ребенку о
них. Тогда у вас тоже получится описательный рассказ. Закрепляя овощи-фрукты,
поиграйте в игру «Что лишнее?»
Домашние животные, хоть какие-то, в
деревне имеются. Вспоминаем и тех, которых нет. Знает ли ваш ребенок их
детенышей? Спросите в единственном и множественном числе. Подробно стараемся
описать животное. Обратить внимание, чем его кормят и какую пользу оно приносит. Поговорите, какие продукты делают из
молока, мяса. Помогите ребенку составить описательный рассказ. Закрепите
образование прилагательных от существительных (молочные, мясные, согласование
числительных 2 и 5 с существительными (два кролика, пять кроликов, глаголы в
игре «Кто как голос подает?» (Мычит, ржет, блеет).
В деревне могут держать уток,
гусей, кур, индюков.
Расскажите ребенку об этих домашних
птицах. Вспомните, какие клички бывают у домашних животных и птиц.
Если вы с ребенком пошли на речку
купаться – ему там раздолье.
На рыбалку собрались – ребенок
узнает много новых слов. В лесу рассмотрите разные деревья, листья, плоды.
Собираете грибы – вспомните
названия съедобных и несъедобных. Придя домой сосчитайте их и покажите, чем они
различаются.
Можно закреплять различные
грамматические формы.
Собираете ягоды? Не забудьте спросить
какой сок, варенье получиться из смородины, малины и т.
д.
Полезной окажется прогулка по полям
и лугам. Покажите ребенку полевые цветы. А если это поле пшеничное –
поговорите, как выращивают хлеб. И спросите: какие
хлебобулочные изделия он знает.
Наблюдайте за различными явлениями
природы и описывайте их словами (гроза, радуга, закат и т. д.) Повторите
части суток и времена года.
Если ваш отпуск проходит в городе –
больше гуляйте в парках, покажите ребенку фонтаны, памятники, площади, посетите
музеи, выставки.
Расширение словарного запаса,
развитие грамматического строя речи
Играйте в следующие игры:
Игра «Считай-ка». Считать со
словами от одного до пяти на любую тему, следить за окончаниями.
Например, сосчитать предметы мебели так: один стол, два стола…пять
столов.
Игра «Один - много». Кошка-…
кошки, корова-…коровы и т. д. (на любую тему).
Игра «Назови ласково».
Стол-столик, кровать – кроватка и т. д. -упр. «Назови части». Грузовик
-…кабина, кузов, колеса и т. д.
Игра «Скажи наоборот». Старая
мебель -…новая, тяжелая -…легкая, взрослая - …детская и. т. д.
Игра «Кому что нужно?».
Художнику – кисть, повару – кастрюля и т. д.
Игра «Кто чем управляет?». Самолетом – летчик, поездом – машинист и т. д.
Игра «Кто где живет?». В норе
живет (кто) – лиса; в берлоге, в дупле… - Развитие связной
речи
Игры и задания, способствующие развитию связной речи:
Подбери определения («Какие бывают собаки? —… большие, служебные…») – чем
больше, тем лучше.
Узнай предметы по описанию («Зеленая, кудрявая, белоствольная. Что это? - …береза»); А
теперь попробуй загадать ты!
Составлять словосочетания и
предложения с заданными словами («Составь предложение по двум
опорным словам: врач – лекарство, береза –роща») и т. д.
Игра «Найди словечко» (на кухне, на улице и т. д.);
Учите ребенка давать полный ответ
на вопрос.
Читайте ребенку книги.
И самый необходимый совет: Ваши дети посещали учителя-логопеда.
Возможно, у них остались проблемы со звукопроизношением. Старайтесь закрепить
нужный звук в речи!
Закрепление правильного
звукопроизношения
-ежедневно выполняйте зарядку для
языка (артикуляционную гимнастику)
-повторяйте материал по
автоматизации поставленных учителем-логопедом звуков
по индивидуальным тетрадям для домашних заданий. Проговаривайте с трудным
звуком слова, предложения, учите стихи, тексты на этот звук. Обязательно
поправляйте ребенка, когда он говорит неправильно. Чтобы не получилось, что
работу над дефектным звуком надо начинать с нуля.
Закрепление умения слышать и
различать звуки
Игра «Назови первый гласный звук в
слове» -(аист, остров, утка)
Игра «Назови последний согласный
звук в слове»-(паук, нос, стоп)
Игра «Определи, есть ли заданный
звук в слове».
Игра «Отхлопай слово по слогам».
Игра «Назови слова с определенным
звуком, слогом».