среда, 31 мая 2023 г.

Рекомендации логопеда для родителей на летний период

 

Уважаемые Родители!

Поздравляю вас с окончанием учебного года!

За этот год ваши дети подросли, окрепли, научились дружить, достигли успехов в развитии!

Впереди лето – пора отпусков, детского отдыха. Родителям детей, имеющих речевые недостатки, и летом нельзя забывать о своих проблемах. Важно помнить, что сформированные в течение года навыки (выработанные артикуляционные уклады, поставленные звуки) за летний период могут, как укрепиться и войти в привычный стереотип, так и потеряться.

Закрепление звуков в речи – это тренинг: чем больше количество повторений, тем быстрее и качественнее идет введение звуков в речь ребенка. Другими словами, формируется привычка правильного произношения, вытесняя привычку дефектного произношения. В логопедической практике много случаев, когда летний период «отбрасывает» положительные результаты коррекции на несколько шагов назад. После продолжительного отпуска часто ребенок приходит с прежними речевыми проблемами. За время отдыха он потерял сформированные навыки, недостаточно закрепленные. Логопеду и ребенку приходится начинать все сначала, а хотелось бы двигаться дальше!  

 

Также обогащение пассивного и активного словаря ребёнка и развитие у него грамматически правильной фразовой и связной речи – это задача, которую родители должны решать ежедневно. Не упускайте малейшего повода что-то обсудить с вашим ребёнком. Именно обсудить. Одностороннее «говорение», без диалога - малополезно. Неважно, кто при этом молчит: ребёнок или взрослый. В первом случае у детей не развивается активная речь, во втором – пассивная (умение слушать, слышать, понимать речь; своевременно и правильно выполнять речевую инструкцию; вступать в партнёрские отношения; сопереживать услышанное).   

Для того, чтобы наша с Вами совместная работа за лето не пропала, я предлагаю Вам упражнения, которые можно выполнять не только дома, сидя, но и в любой другой обстановке: прогулки, поездки, поход по магазинам и т.д.

Делайте артикуляционную гимнастику

Тренируйте силу и длительность выдоха. Можно:

·     Обдувать одуванчики несколькими короткими, а потом одним долгим выдохом;

·     Пускать мыльные пузыри через соломинку (разводить детский шампунь);

·     Надувать воздушные шарики;

·     Стараться надувать надувные игрушки, круги, мячи;

·     Учиться плавать, выдыхая в воду, нырять;

·     Играть на музыкальных игрушках: дудках, трубах, флейтах, губных гармошках;

·     Дуть на детские флюгера.

Развивайте мелкую   и общую моторику:

·     Учите детей шнуровать обувь, завязывать шнурки.

·     Собирайте, перебирайте ягоды, камешки, пуговицы, бусины и т.д.

·     Выкладывайте рисунки из камней, шишек, спичек, крупы);

·     Играйте с глиной, мокрым песком;

·     Играйте с мячами и мячиками (бросайте, ловите, попадайте в цель)

·     Учите детей кататься на самокате, велосипеде, роликах.

·     Рисуйте на асфальте цветными мелками.

В дождливые дни можно:

·     Собирать мозаики, конструкторы, пазлы;

·     Перебирать крупы;

·     Играть с пальчиками

·     Раскрашивать раскраски цветными карандашами;

·     Складывать простое оригами, делайте аппликации.

·     Вышивать (крупным крестиком);

·      Завинчивать гайки (игрушечные и настоящие);

·      Плести из бисера, бусин, резиночек..

·      Лепить из пластилина, пластика, теста.

·      Читать книги

Обогащению словарного запаса ребенка новыми словами будут способствовать:

·      Летние путешествия, новые впечатления от поездок, походов в лес.

·      Экскурсии в музеи, дворцы, парки...

·      Посещение театра, цирка, дельфинария…

Продолжайте вместе с детьми:

·      Читать художественные произведения, сказки, детские журналы;

·      Пересказывайте короткие сказки, рассказы, истории;

·      Придумывайте свои сказки, рассказы, небылицы…

·      Отгадывайте загадки, учите стихи.

·      В вечернее время беседуйте с ребенком о том, что произошло и запомнилось за этот день (это помогает развить память, речь и сплотить вас с ребенком)

Упражнения для автоматизации звуков

·     Следите за поставленными звуками, добивайтесь правильного произношения, иначе проделанная работа за год может пойти насмарку: "недоавтоматизированные" звуки могут "потеряться" (исчезнуть из громкой речи), тогда необходимо будет работу с логопедом начинать заново.

·     Исправляйте неверно произнесённые ребёнком слова.  Поправляйте речь ребёнка СПОКОЙНО, произнося слово, верно,  не требуйте СРАЗУ повторить слово правильно. Главное, обратить внимание на неверное произношение!

Упражнения для развития фонематических процессов

·      Определение количества звуков в слове и их последовательности. (Сколько звуков в слове «кран»? Какой 1, 2, 3, 4?)

·      Придумывание слов с определённым количеством звуков.

·      Узнавание слов, предъявленных ребёнку в виде последовательно произнесённых звуков. (Какое слово получится из этих звуков: «к-о-ш-к-а).

·      Образование новых слов с помощью «наращивания звуков. (Какой звук надо добавить к лову «рот», чтобы получилось новое слово? Крот-грот, пар-парк, Оля – Коля, Толя, Поля).

·      Образование новых слов путём замены в слове первого звука на какой-либо другой звук. (Дом-сом, лом-ком.)

·      Отобрать картинки или назвать слова, в названиях которых 4-5 звуков.

·      Подобрать слова, в которых заданный звук был бы на 1-ом, на 2-ом, на  3-ем месте. (Шуба, уши, кошка.)

·      Составление слов различной звуко-слоговой структуры из букв разрезной азбуки: сам, нос, рама, шуба, стол, волк.  и т.д.

Упражнения для развития слоговой структуры слова

(слогового анализа и синтеза)

·      Определение количества слогов в слове и их последовательности. (Сколько слогов в слове «молоток»? Какой 1?2?3?)

·      Придумывание ребёнком слов с определённым количеством слогов

·      Составление слов из слогов, данных в разбивку. (Слоги потеряли своё место, надо помочь им его найти: на-ро-во, ка-сум).

·      Узнавание слов, предъявленных ребёнку в виде последовательно произнесённых слогов. (Какое слово получится из слогов: го-ло-ва).

·      Распределение картинок в соответствии с количеством слогов в слове. (Положить картинки, названия которых состоят из односложных слов, в одно место, а названия которых из 2, 3, 4-сложных слов - в другое).

·      Отхлопать или отстучать слово по слогам и назвать их количество.

·      Выделять гласные звуки. (Столько слогов в слове, сколько гласных) и т. д.

Упражнения для формирования правильного грамматического строя речи

·      Упражнения на обучение изменять слова по числам, падежам (один сад, а много сады,  гулял где за садом, много это глаза – а один …, много это уши – а одно …, одна конфета – а шесть … и т.д.)

·      Упражнения на обучение образовывать новые слова (уменьшительные, ласкательные формы и т. д.):

·      - Подбери подходящее по смыслу слово: большой сад, а маленький …,     маленькая куколка, а большая …,

·      - Закончи предложение: весной картошку сажают, а осенью …, воду наливают, а соль …

·      - Назови детенышей животных: кто у медведицы – медвежата, у   коровы - …, у слонихи - …, у овцы - … и т.д.

·      - Если кораблик из бумаги, значит он бумажный, а шуба из меха (какая шуба?) и т.д.

·      - У лисы хвост лисий, а у зайца, у собаки, у кошки и т.д.

·      - Если днём жара, то день жаркий, а если мороз - …, ветер - …, дождь -… и т.д.

·      Поиграть в словесную игру. Намеренно исковеркать фразу, попросить ребенка найти ошибку и вместе разобрать, как нужно произносить слова. («В лес грибы растёт», «Шишка большой на ёлке растёт»)

·     Начать предложение, а ребенок пусть сам его закончит, подбирая разные варианты.                                               

Упражнения на расширение словарного запаса ребёнка

·       Рассматривая картинку, читая книжку, слушая сказку, обращайте внимание на редко встречающиеся, новые слова.

·       Сочиняйте стихи, рифмы.

·       Читая знакомые стихи, просите подсказать пропущенное слово.

·       Игра в слова:  «назови все свои игрушки», «придумай слова, которые обозначают транспорт», «назови цвета», «какими словами можно описать лето, осень, зиму, весну», «вспомни слова с противоположным значением, близкие по значению»

·       Объяснять переносные значения выражений: золотое сердце, злой язык, короткая память, голова на плечах, не тронуть пальцем, правая рука, наломать дров и т.д.

Упражнения на развитие связной речи

·       Необходимо учить ребёнка давать полный ответ на вопрос.

·       Вызывать у него желание о чем-то рассказывать.

·       Расспрашивайте о важных для него событиях.

·       Внимательно слушайте ребёнка и направляйте его сбивчивый рассказ путём вопросов по содержанию.

·       Подсказывайте, поправляйте ударение и произношение, но всегда давайте возможность выговориться.

·       Упражнения для формирования связной речи: описание предметов, рисунков, пересказы знакомых текстов, придумывание историй и сказок, беседы, составление и написание писем, поздравлений, составляйте предложений по заданным словам и т.д.

Проведите максимально больше времени со своим ребенком,

ведь Он так этого ждет!

Приятного Вам отдыха, до встречи в новом учебном году.