Уважаемые Родители!
Поздравляю вас с окончанием учебного
года!
За этот год ваши дети подросли, окрепли, научились дружить, достигли успехов в развитии!
Впереди лето – пора отпусков, детского отдыха.
Родителям детей, имеющих речевые недостатки, и летом нельзя забывать о своих
проблемах. Важно помнить, что сформированные в течение года навыки
(выработанные артикуляционные уклады, поставленные звуки) за летний период
могут, как укрепиться и войти в привычный стереотип, так и потеряться.
Закрепление звуков в речи – это тренинг: чем больше количество повторений, тем быстрее и качественнее идет введение звуков в речь ребенка. Другими словами, формируется привычка правильного произношения, вытесняя привычку дефектного произношения. В логопедической практике много случаев, когда летний период «отбрасывает» положительные результаты коррекции на несколько шагов назад. После продолжительного отпуска часто ребенок приходит с прежними речевыми проблемами. За время отдыха он потерял сформированные навыки, недостаточно закрепленные. Логопеду и ребенку приходится начинать все сначала, а хотелось бы двигаться дальше!
Также обогащение пассивного и
активного словаря ребёнка и развитие у него грамматически правильной фразовой и
связной речи – это задача, которую родители должны решать ежедневно. Не
упускайте малейшего повода что-то обсудить с вашим ребёнком. Именно обсудить.
Одностороннее «говорение», без диалога - малополезно. Неважно, кто при этом
молчит: ребёнок или взрослый. В первом случае у детей не развивается активная
речь, во втором – пассивная (умение слушать, слышать, понимать речь;
своевременно и правильно выполнять речевую инструкцию; вступать в партнёрские
отношения; сопереживать услышанное).
Для того, чтобы наша с Вами совместная
работа за лето не пропала, я предлагаю Вам упражнения, которые можно выполнять
не только дома, сидя, но и в любой другой обстановке: прогулки, поездки, поход
по магазинам и т.д.
Делайте артикуляционную гимнастику
Тренируйте силу и длительность выдоха.
Можно:
·
Обдувать
одуванчики несколькими короткими, а потом одним долгим выдохом;
· Пускать мыльные пузыри через соломинку (разводить
детский шампунь);
·
Надувать
воздушные шарики;
·
Стараться
надувать надувные игрушки, круги, мячи;
·
Учиться плавать,
выдыхая в воду, нырять;
·
Играть на
музыкальных игрушках: дудках, трубах, флейтах, губных гармошках;
·
Дуть на детские
флюгера.
Развивайте
мелкую и общую моторику:
·
Учите детей
шнуровать обувь, завязывать шнурки.
·
Собирайте, перебирайте
ягоды, камешки, пуговицы, бусины и т.д.
·
Выкладывайте
рисунки из камней, шишек, спичек, крупы);
·
Играйте с глиной,
мокрым песком;
·
Играйте с мячами
и мячиками (бросайте, ловите, попадайте в цель)
·
Учите детей
кататься на самокате, велосипеде, роликах.
·
Рисуйте на
асфальте цветными мелками.
В дождливые
дни можно:
·
Собирать мозаики,
конструкторы, пазлы;
·
Перебирать крупы;
·
Играть с
пальчиками
·
Раскрашивать
раскраски цветными карандашами;
·
Складывать
простое оригами, делайте аппликации.
·
Вышивать (крупным
крестиком);
· Завинчивать гайки (игрушечные и настоящие);
· Плести из бисера, бусин, резиночек..
· Лепить из пластилина, пластика, теста.
· Читать книги
Обогащению
словарного запаса ребенка новыми словами будут способствовать:
· Летние путешествия, новые впечатления от поездок,
походов в лес.
· Экскурсии в музеи, дворцы, парки...
· Посещение театра, цирка, дельфинария…
Продолжайте
вместе с детьми:
· Читать художественные произведения, сказки, детские
журналы;
· Пересказывайте короткие сказки, рассказы, истории;
· Придумывайте свои сказки, рассказы, небылицы…
· Отгадывайте загадки, учите стихи.
· В вечернее время беседуйте с ребенком о том, что
произошло и запомнилось за этот день (это помогает развить память, речь и
сплотить вас с ребенком)
Упражнения для автоматизации звуков
· Следите за поставленными звуками, добивайтесь
правильного произношения, иначе проделанная работа за год может пойти насмарку:
"недоавтоматизированные" звуки могут "потеряться"
(исчезнуть из громкой речи), тогда необходимо будет работу с логопедом начинать
заново.
· Исправляйте неверно произнесённые ребёнком
слова. Поправляйте речь ребёнка СПОКОЙНО, произнося слово, верно,
не требуйте СРАЗУ повторить слово правильно. Главное, обратить
внимание на неверное произношение!
Упражнения для развития
фонематических процессов
· Определение количества звуков в слове и их
последовательности. (Сколько звуков в слове «кран»? Какой 1, 2, 3, 4?)
· Придумывание слов с определённым количеством звуков.
· Узнавание слов, предъявленных ребёнку в виде
последовательно произнесённых звуков. (Какое слово получится из этих звуков:
«к-о-ш-к-а).
· Образование новых слов с помощью «наращивания звуков.
(Какой звук надо добавить к лову «рот», чтобы получилось новое слово?
Крот-грот, пар-парк, Оля – Коля, Толя, Поля).
· Образование новых слов путём замены в слове первого
звука на какой-либо другой звук. (Дом-сом, лом-ком.)
· Отобрать картинки или назвать слова, в названиях
которых 4-5 звуков.
· Подобрать слова, в которых заданный звук был бы на
1-ом, на 2-ом, на 3-ем месте. (Шуба, уши, кошка.)
· Составление слов различной звуко-слоговой структуры из
букв разрезной азбуки: сам, нос, рама, шуба, стол, волк. и т.д.
Упражнения для развития слоговой
структуры слова
(слогового анализа и синтеза)
· Определение количества слогов в слове и их
последовательности. (Сколько слогов в слове «молоток»? Какой 1?2?3?)
· Придумывание ребёнком слов с определённым количеством
слогов
· Составление слов из слогов, данных в разбивку. (Слоги
потеряли своё место, надо помочь им его найти: на-ро-во, ка-сум).
· Узнавание слов, предъявленных ребёнку в виде
последовательно произнесённых слогов. (Какое слово получится из слогов:
го-ло-ва).
· Распределение картинок в соответствии с количеством
слогов в слове. (Положить картинки, названия которых состоят из односложных слов,
в одно место, а названия которых из 2, 3, 4-сложных слов - в другое).
· Отхлопать или отстучать слово по слогам и назвать их
количество.
· Выделять гласные звуки. (Столько слогов в слове,
сколько гласных) и т. д.
Упражнения для формирования
правильного грамматического строя речи
· Упражнения на обучение изменять слова по числам,
падежам (один сад, а много сады, гулял где за садом, много это глаза – а
один …, много это уши – а одно …, одна конфета – а шесть … и т.д.)
· Упражнения на обучение образовывать новые слова
(уменьшительные, ласкательные формы и т. д.):
· - Подбери подходящее по смыслу слово: большой сад, а
маленький …, маленькая куколка, а большая …,
· - Закончи предложение: весной картошку сажают, а
осенью …, воду наливают, а соль …
· - Назови детенышей животных: кто у медведицы –
медвежата, у коровы - …, у слонихи - …, у овцы - … и т.д.
· - Если кораблик из бумаги, значит он бумажный, а шуба
из меха (какая шуба?) и т.д.
· - У лисы хвост лисий, а у зайца, у собаки, у кошки и
т.д.
· - Если днём жара, то день жаркий, а если мороз - …,
ветер - …, дождь -… и т.д.
· Поиграть в словесную игру. Намеренно исковеркать
фразу, попросить ребенка найти ошибку и вместе разобрать, как нужно произносить
слова. («В лес грибы растёт», «Шишка большой на ёлке растёт»)
· Начать предложение, а ребенок пусть сам его закончит,
подбирая разные варианты.
Упражнения на расширение словарного
запаса ребёнка
· Рассматривая картинку, читая книжку, слушая сказку,
обращайте внимание на редко встречающиеся, новые слова.
· Сочиняйте стихи, рифмы.
· Читая знакомые стихи, просите подсказать пропущенное
слово.
· Игра в слова: «назови все свои игрушки»,
«придумай слова, которые обозначают транспорт», «назови цвета», «какими словами
можно описать лето, осень, зиму, весну», «вспомни слова с противоположным значением,
близкие по значению»
· Объяснять переносные значения выражений: золотое
сердце, злой язык, короткая память, голова на плечах, не тронуть пальцем,
правая рука, наломать дров и т.д.
Упражнения на развитие связной речи
· Необходимо учить ребёнка давать полный ответ на
вопрос.
· Вызывать у него желание о чем-то рассказывать.
· Расспрашивайте о важных для него событиях.
· Внимательно слушайте ребёнка и направляйте его
сбивчивый рассказ путём вопросов по содержанию.
· Подсказывайте, поправляйте ударение и произношение, но
всегда давайте возможность выговориться.
· Упражнения для формирования связной речи: описание предметов, рисунков, пересказы знакомых текстов, придумывание историй и сказок, беседы, составление и написание писем, поздравлений, составляйте предложений по заданным словам и т.д.
Проведите максимально больше времени со
своим ребенком,
ведь Он так этого ждет!
Приятного
Вам отдыха, до встречи в новом учебном году.