Дисграфия – это частичное нарушение процесса письма, проявляется стойкими, типичными ошибками.
Такими
ошибками являются:
- пропуск
букв, слитное написание слов, предлогов, раздельное написание приставок,
отсутствие заглавной буквы и знаков препинания в предложении;
- замена букв
по оптическому признаку л-м, ш-щ, б-д, п-т, о-а, Е-З и др.;
- замена букв
по акустическому признаку д-т, б-п, з-с, в-ф, г-к, ж-ш, пропуск Ь;
- неправильное
написание окончаний при склонении по падежам и изменении по родам и
числам. Неправильное согласовывание прилагательных с существительными,
неправильное написание и употребление приставок, суффиксов и предлогов;
- замена
фонетически нарушенных звуков, или "как говорю, так и пишу": «Шапка –
сапка», «ыба – рыба»
Чтобы в
будущем избежать этих ошибок, необходимо проводить профилактику
дисграфии еще до подготовки к школе. Особенно эти рекомендации советуют
выполнять детям, у которых были нарушены звукопроизношение, фонематический
слух, звукослоговая структура речи.
На грамотное
овладение письменной речью могут влиять следующие факторы: травмы головного
мозга, частые отиты, судороги на фоне высокой температуры, леворукость или
в семье говорят на двух и более языках, ребенок с трудом запоминает стихи или у
мамы были сложные роды, тяжелая беременность.
С целью
профилактики дисграфии полезны следующие задания:
- игры на развитие
ориентировки в пространстве и на плоскости (положи или нарисуй в верхнем
правом углу квадрат, а под ним круг, слева от круга нарисуй бабочку,
а над бабочкой овал);
- собери пазлы или
разрезанные картинки;
- конструирование по образцу
(кнструкторы, кубики, счетные палочки, палочки Кюизенера).
- называние
зашумленных предметов;
- называние
картинок или букв наложенных друг на друга;
- найти
заданную букву в тесте и обвести ее. А можно усложнить это задание. Ребенку
небходимо выполнить следующие задания в тексте: букву А - обведи в кружок,
букву О - зачеркни, а букву И - обведи в квадрат.
- найди
все слова в цепочке (кроторрокоракракета….);
- продолжи ряд
слов (бор – рот – трюк - …);
- поиграй в
игру "слова", где каждое новое слово начинается на последний звук
предыдущего слова (рак - корона - апельсин..и т.д.)
Разбери слово
на звуки: Слышишь ли ты заданный звук в слове…? Какой по счету заданный звук в
слове? Придумай слово с заданным звуком. Сколько всего звуков в этом
слове? Составь схему слова из этих звуков.
- подели слова
на слоги. Сколько в слове слогов? Продолжи ряд слогов (коработавернастил),
придумай слово с заданным слогом.
Подели предложение на слова. Сколько слов в предложении? Составь схему предложения.
Развитие связной речи.
(составление
предложений по картинке, описание ситуации, пересказ текста)
- развитие
лексико-грамматического строя речи. Согласовываем прилагательные с
существительными (сок из яблока - яблочный), образовываем множественное
число существительных в именительном и родительном падеже (яблоко -
яблоки, много яблок) и т.д.
Помните, что дисграфию можно успешно преодолеть,
если как можно раньше заняться ее профилактикой!